На главную
 
 
81. История двух нарвских храмов, сохранившихся после войны.

По окончании Великой Отечественной войны из 16 действовавших в Нарве церквей сохранились только четыре: Воскресенский православный собор, принадлежащий Кренгольму; Свято-Трицкая (Штиглицкая) православная церковь на Льнопрядильной мануфактуре, Ивангородская кладбищенская православная церковь Петра и Павла и Александровская эстонская лютеранская церковь в Иохимстале.
В удовлетворительном состоянии после войны оказалась Свято-Троицкая церковь. Первоначально предполагалось в ней совершать богослужения, но позднее от этой мысли отказались из за дальности расстояния от Нарвы и неудобства сообщений. Поэтому переключились на Воскресенский собор. Заделали поврежденные картечью кирпичные стены, наспех залатали крышу, остеклили окна, произвели внутренний ремонт. Под жилье для причта приспособили подвальные помещения храма.
Ивангородская кладбищенская церковь после войны сохранила стены и часть крыши. Исчезла вся церковная утварь. В ней устроили складское помещение, хранили инвентарь.
Эстонская Александровская церковь за время войны лишилась колокольни, осколками снарядов были повреждены стены, крыша. Прихожане на собранные пожертвования как смогли частично отремонтировали храм, пригласили пастора. В одном из восстановленных приделов совершались богослужения. Позднее отказались от этого помещения, получив в районе ж.д. небольшой деревянный дом, приспособив его под лютеранскую церковь. Здание Александровской церкви перешло под склад Нарвского торга.


ВОСКРЕСЕНСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР

Строительство Воскресенского православного собора, в свое время именовавшегося Кренгольмской Воскресенской православной церковью, относится к 1890 году, когда правление акционерного общества 'Кренгольмская мануфактура' ассигновало на эту цель 500.000 рублей.
Торжественная закладка храма осуществлена епископом Рижским и Митавским Арсением в присутствии императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, их многочисленной родни. Строительство продолжалось шесть лет. Освящение храма состоялось в 1896 году.
Храм сооружен в византийском стиле архитектором Кренгольмской мануфактуры П. В. Алишем из кирпича, выделанного на кулгинском кирпичном заводе. Размеры храма: длина 35 метров, ширина 28,5 метров, высота от тротуара до оконечности креста 40,5 метра, высота звоницы 28,5 метра, внутренняя высота от пола до главного купола 34,5 метра.
Тесаный гранит для цоколя, лестниц, украшений входа и для колонок в окнах доставлен из Финляндии. Полы сделаны из метлахских плиток.
Иконостас работы московского художника Астафьева. Иконы писались московским художником М.Дикаревым. золоченая и серебряная утварь изготовлялась московским мастером П.Овчинниковым.
В храме три престола: главный - во имя Святого Воскресенья и боковые - Божьей Матери Всех Скорбящих Радости и всех святых.
Воскресенский собор вмещает до 2000 молящихся. Храм отапливается четырьмя большими вентиляционными печами Креля, установленными в подвальном помещении. Здесь же находится зимняя церковь.

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЭСТОНСКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Нарвские лютеране-эстонцы до начала восьмидесятых годов прошлого века не имели в городе своей церкви. Для совершения богослужений они иногда пользовались финской церковью, а чаще молитвенным домом в холодном дощатом сарае. Позднее лютеранскую молельню открыли во втором этаже старой больницы. В 1875 году молельня из больницы переехала на второй этаж фабричной школы, где богослужения продолжались до 1884 года.
По настоянию верующих кренгольмских рабочих-лютеранцев администрация Кренгольмской мануфактуры выделила средства на постройку в Иохимсталя Эстонской лютеранской церкви, названной Александровской, на земельном участке, пожертвованном помещиком Крамером.
Стройка началась в 1881 году и закончилась в 1884 году. Церковь была построена по проекту архитектора, профессора Гипиуса архитектором П. Алишем в романском стиле из местного тесанного известняка. Главная часть храма имеет вид правильного восьмигранника. С восточной стороны к нему примыкает пристройка, в которой находятся ризница и комната для пастора. С западной стороны - притвор и колокольня. Вместимость храма - 5 000 молящихся.
Запрестольная картина-икона принадлежит кисти дюссельдорфского художника, эстонца по происхождению, Э.Гебгардта; орган работы мастера Вальтера; люстры с цепями изготавливал мастер Винклер.