На главную
 
77. Размышления и выводы.
 


Чем шире разворачивалась в деревне культурно-просветительская работа, тем необходимее становились встречи деятелей просвещения. Появлялись новые формы внешкольной работы. Следовало их конкретизировать, обобщать, доводить до сведения всех деятелей просветительских обществ. Сама жизнь подсказывала необходимость делиться опытом, помогать отстающим обществам, сообща решать, по какому пути идти дальше.
Не менее важно было вскрывать недостатки, громко о них говорить и принимать меры по ликвидации испытываемых русской деревней социально-экономических трудностей. Они в немалой степени отражались на культурном росте деревенского населения.
Встречи принаровцев стали регулярными в осеннюю пору в тридцатых годах в Нарве незадолго до начала делегатского съезда Союза Русских просветительских обществ в Таллинне. Они получили название - Принаровские съезды деятелей просвещения. В Нарве собирались уезжавшие в Таллинн делегаты съезда Союза и те, кто по известным причинам не могли ехать в столицу. Суждения и решения Принаровского съезда имели немаловажное значение для столичного форума, не который собирались делегаты со всех русских окраин Эстонии.
На одном из принаровских съездов шел большой принципиальный разговор о том, как шире и глубже развернуть просветительскую работу, проанализировать, что мешает сделать её более целеустремленной, осмысленной и интересной. Приведу выдержки из выступлений некоторых участников съезда.

М. Е. Шмараков - учитель деревни Низы.
'Деятельность просветительных обществ нельзя ограничивать рамками искусства и литературы. Наша задача дать населению больше полезных, практических знаний в области сельского хозяйства, медицыны, воспитания детей.'

В. Ф. Голубев - учитель деревни Верхнее село.
'Всю свою долгую жизнь я провел в русской деревне, хорошо её знаю и сегодня хочу остановиться на тяжелой доле русской деревенской женщины, о которой говорил Некрасов:

:Деревни наши бедные,
А в них крестьяне хворые
Да женщины печальные,
Кормилицы, поилицы,
Рабыни, богомолицы,
И труженицы вечные,
Господь, прибавь им сил!'

Трудно поверить, но это, к сожалению, так, - на весь наш край с населением свыше 20 тысяч имеется одна акушерка, постоянно проживающая в Васкнарве. Попробуйте добиться её приезда в распутицу по бездорожью куда-нибудь, скажем, в Кондуши или Мокредь за 29 километров. Ничего не получится. Пешком ей не придти, транспорта в её распоряжении нет. Поневоле 'женщины печальницы' вынуждены обращаться к повивальным бабкам и калечить себя на всю жизнь. А сколько смертельных случаев. О какой культуре на селе может идти речь, если в продолжение многих лет мы не можем добиться назначения в Принаровье детского врача. Больно смотреть на наших детей. Сколько среди них золотушных, рахитиков, без кровинки на лице с зачатками туберкулеза. Деревня нуждается в постоянных лекциях на медицинские темы, по гигиене, оказанию первой медицинской помощи.'

И. С. Елехин - учитель деревни Омут.
'Омут - моя родина, здесь я родился, учился, вырос получив специальное образование, стал учительствовать. Смотрю на молодежь, на своих бывших учеников и сердце наполняется радостью. Выросли общественниками, руководят делами кооператива, пожарного общества, культурно-просветительной организацией, приносят огромную пользу родной деревне. Не ошибусь, если скажу, что этого еще недостаточно. Хотелось бы, чтобы молодежь не следовала в вопросах земледелия и сельского хозяйства дедовским привычкам и заветам, а смело вбирала бы в себя все передовое, что может и должно способствовать экономическому благополучию не только деревни Омут, но и всего Принаровского края. Никак нам не завершить строительство народного дома. Размахнулись широко, а карман оказался узким. Остановились наполовину. Недостроен верх, недоделаны внутренние помещения. Работаем в народном доме и все время рискуем, что комиссия его закроет, тем более, что уже несколько раз получали от неё предупреждения. Вся надежда на обещаную ссуду от Скарятинского кооперативного банка, да и молодежь обещала приложить усилия в завершении работ.'

А. В. Рындин - учитель деревни Радовель.
'Согласен с выводами моих коллег-учителей. Русская деревня должна получать то, что имеет сейчас город, и даже больше, потому что мы ограничены всеми культурными благами, которыми в изобилии владеет город. Работа по самообразованию должна иметь не только общие задачи развития, но и конкретные, будничного хозяйственного характера. Принаровью, в частности деревне Радовель, нужны курсы технических знаний, - строителей, кровельщиков, каменщиков. При бурном развитии в Принаровье кооперации давно назрела необходимость организации сельскохозяйственных кооперативных курсов по подготовке бухгалтеров, рядовых деятелей кооперации, продавцов и других работников. Принаровские девушки не умеют приготовить простейшую пищу, им неведомо, как заготовлять впрок продукты, сервировать стол и т.д. нужны курсы домоводства и кулинарии. А какой большой спрос в деревне на портниху. Умеющих шить и, тем более кроить, у нас нет. Необходимость заставляет организовать курсы кройки и шитья.'

В. Д. Васильев - учитель деревни Загривье.
'Союз Русских просветительных и благотворительных обществ оказывает огромную помощь деревне, открывая ежегодно летом детские площадки. Они прежде всего имеют воспитательное значение: приучают детей к дисциплине и труду, готовят их к школе. Благодаря детским площадкам, родители со спокойной душой уходят на полевые работы, зная, что их дети под надежным присмотром, сыты, потому что кооператив отпускает средства на питание детей. С каждым годом количество детских площадок увеличивается, но их все равно недостаточно. Нужно добиться того, чтобы площадки открывались во всех деревнях, где имеются школы, народные дома. Сколько золотых зерен посеяно руководителями площадок в детские сердца. И нет ничего удивительного , когда ребята ревмя ревут при прощании со своей наставницей. Ведь она играла с ними, пела и танцевала, учила их уму разуму, читала и рассказывала сказки, мирила, когда они ссорились, заменяла им мать:'
Голоса Принаровских учителей, сеятелей полезных и добрых дел в среде русского крестьянства, были услышаны. Нарвский народный университет организовал выезды в Принаровье врачей А. Левицкого и В. Лужкого. Лекции по оказанию первой медицинской помощи, о профилактике и предупреждению заразных болезней, об уходе за маленькими детьми и на другие темы собирали всю деревню. Задавались вопросы и тут же крестьяне получали исчерпывающие ответы.
Если в двадцатых годах по всем агрономическим и сельскохозяйственным вопросам крестьяне обращались к одному местному агроному Николаю Петровичу Епифанову, то в тридцатых годах на помощь Принаровью пришли квалифицированные специалисты в этой области, агрономы с высшим образованием А. Суворов, Н. Кольцов, Л. Осипов и деревенский выдвиженец, получивший среднее агрономическое образование А. Н. Беззаборкин.
Н. П. Епифанов организовал опытное поле при Скарятинском сельскохозяйственном обществе, Л. Осипов - сельскохозяйственные кооперативные курсы.
В ряде деревень - в Омуте, Перевелоке, Князь-селе, Ямах открылись курсы домоводства и кулинарии / рук. Т. И. Рацевич /. Молодые хозяйки, принося из дома продукты, занимались на курсах стряпней обедов, закусок, пирогов, сладких блюд, тортов, печений. Последний день занятий становился праздником всей деревни. В народный дом приглашалось всё население отведать блюда, которые научились готовить деревенские стряпухи.
В зимнюю пору в каждом просветительном обществе были организованы трехдневные общеобразовательные курсы ( 12-15 часов) по следующим темам: 'История русского народа', 'История русской литературы', 'Основы общественной работы', 'Вопросы делопроизводства и счетоводства'.
Вопросам первостепенной важности для деятелей деревенских просветительных обществ являлись его кадры. Вся тяжесть ведения просветительной работы, отчетность, переписка ложилась на плечи учительства, которое и без того было перегружено делами школы и общественных организаций. Ощущалась острая необходимость подготовки молодых кадров руководителей из состава наиболее одаренных и способных выдвиженцев.
С этой целью зимой 1937 года в Принаровье, Причудье и Печорском крае, по одному в каждом районе, открылись двухнедельные общеобразовательные курсы по подготовке руководителей народных домов и кружков в просветительных обществах. В задачу курсов входило не только подготовить кадры для кружковой работы, но и привить молодежи.